Методы выявления и перехвата девиантных агентов
в гетерогенном автомобильном транспортном потоке, содержащем беспилотные транспортные средства
2024-2025 гг.
ПРОЕКТ
Внедрение беспилотных автомобильных транспортных средств в городские транспортные системы позволяет значительно улучшить показатели дорожного движения и является необходимым шагом на пути к реализации концепции "умного города". Одновременно с эти открываются и новые угрозы безопасности.
Для защиты от кибератак
на беспилотные автомобили предлагается выявлять и перехватывать
их с помощью автомобилей-носителей электромагнитных средств.
В случае, когда штатная система защиты не сработала и экосистема города не позволяет явно обнаружить факт потери управления таким транспортным средством, необходимо использовать общие методы выявления девиантного поведения транспортных средств в потоке. Для этого в проекте используются методы машинного обучения. Выявленное девиантное беспилотное транспортное средство необходимо безопасно вывести из транспортного потока. Наиболее простой способ — направленное мощное электромагнитное воздействие, которое должно быть исключительно локальным и действовать только на выбранное транспортное средство. В общем случае в силу высокой подвижности автомобильных транспортных средств стационарное размещение таких средств выведения не является эффективным. В то же время средства электромагнитного воздействия являются довольно массивными, поэтому перенос их малыми беспилотными летательными аппаратами также затруднен. В этой связи наиболее эффективный носитель таких средств — автомобильные транспортные средства. В этом случае возникает задача наиболее эффективного перехвата девиантного транспортного средства таким перехватчиком. Для описания транспортной системы в проекте используются модели на клеточных автоматах. Важной составляющей анализа является то, что перехватчик (или перехватчики, если их несколько) оказывают при своем функционировании обратное влияние на поток, которое очевидно является отрицательным. Поэтому еще одной составляющей проекта является оценка такого влияния и выработка рекомендаций по его минимизации.
Беспилотное транспортное средство может потерять управление из-за компьютерных атак или вирусов, управление этим средством может быть удаленно захвачено с теми или иными целями.
РЕЗУЛЬТАТЫ 1 ЭТАПА
  • Создана мультиагентная модель транспортного потока, основанная на клеточных автоматах, с добавлением новых типов агентов — девиантных транспортных средств и агентов-перехватчиков. Модель позволяет учитывать поведение различных участников движения: управляемых человеком автомобилей, беспилотных автомобилей, девиантных транспортных средств, создающих помехи, и специализированных агентов-перехватчиков, предназначенных для преследования этих девиантных агентов. Новизна подхода заключается в интеграции в модель правил поведения девиантных агентов и агентов-перехватчиков, обеспечивающих их адаптацию к условиям транспортных потоков, а также в возможности модели моделировать как стандартные сценарии, так и аномальные ситуации.
    01
  • Изучено поведение девиантных агентов, которые вносят хаос в транспортный поток. Разработаны и формализованы три основные стратегии их поведения: перестроение для создания помех более быстрым участникам движения, выбор полосы для увеличения заторов и снижение скорости для формирования скрытых препятствий. Анализ показал, что девиантные агенты существенно влияют на пропускную способность транспортного потока, особенно при средней плотности движения, где их маневры создают дополнительную хаотизацию и увеличивают количество заторов. В этих условиях обычные транспортные средства начинают чаще менять полосу движения, чтобы компенсировать возникающие помехи. Таким образом, влияние девиантных агентов является не только прямым, но и косвенным, поскольку вызывает адаптацию поведения других участников движения.
    02
  • Разработан алгоритм на основе рекуррентных нейронных сетей, использующих архитектуру LSTM, для выявления девиантных транспортных средств. Алгоритм анализирует временные последовательности данных: скорость, относительное положение и маневры транспортных средств. Точность классификации достигла более 99%, что свидетельствует о высокой эффективности подхода. Кроме того, разработанный алгоритм оказался устойчивым к ложным срабатываниям, что подчеркивает его перспективность для применения в интеллектуальных транспортных системах.
    03
  • Разработаны правила поведения агентов-перехватчиков. Эти специализированные участники движения должны эффективно преследовать цели для различных условий транспортного потока. Их стратегия включает более высокую максимальную скорость, чем у других транспортных средств, дополнительные перестроения для сокращения дистанции до цели, дополнительные маневры в условиях заторов и адаптацию скорости для синхронизации с целью при сближении с ней. Результаты тестирования показали, что такие агенты наиболее эффективны при низкой и средней плотности транспортного потока, где они демонстрируют минимальное время перехвата. Однако при высокой плотности их эффективность снижается из-за ограничений на маневры, что подчеркивает необходимость дальнейшего совершенствования алгоритмов уже в рамках взаимодействия перехватчика с другими участниками движения.
    04
РЕЗУЛЬТАТЫ 2 ЭТАПА
  • Разработаны алгоритмы перехвата нарушителей в транспортном потоке и анализу их влияния на дорожное движение, участниками которого являются в том числе беспилотные автомобили. Ключевой особенностью разработки является применение метода автоматизированного синтеза правил поведения перехватчика на основе глубокого обучения с подкреплением (алгоритм APPO), который позволил обучить нейросетевого агента эффективно преследовать движущуюся цель в потоке. Полученный агент-перехватчик демонстрирует способность быстро сближаться с нарушителем даже в плотном трафике за счет активных маневров (частых перестроений), практически не нарушая движение окружающих автомобилей.
    01
  • Проведен количественный анализ влияния активных маневров перехватчика на характеристики потока. Показано, что на этапе преследования (когда перехватчик догоняет нарушителя) правильно обученный агент практически не создает помех: несмотря на частые перестроения, его действия согласованы с обстановкой и не провоцируют резких торможений у других машин. При этом нейросетевой перехватчик существенно превосходит по эффективности альтернативные детерминированные стратегии: он быстрее сокращает дистанцию до цели и почти не замедляет попутный поток, тогда как упрощенные правила либо дольше догоняют нарушителя, либо провоцируют кратковременные локальные заторы. Однако при попытке блокировать нарушителя влияние на поток возрастает. Один перехватчик может лишь существенно замедлить нарушителя, но не полностью остановить его без риска затора. Пара скоординированных перехватчиков блокирует цель, однако вынужденно перекрывает две полосы движения, вызывая локальный затор. Таким образом, существует компромисс: максимально быстрый перехват достигается ценой радикальных мер, чреватых пробками, тогда как более мягкие действия меньше мешают движению, но требуют больше времени.
    02
  • Исследовано взаимодействие беспилотных автомобилей с агентом-перехватчиком в смешанном потоке, который выступает в качестве приоритетного транспортного средства. Смоделированы три варианта поведения беспилотных автомобилей при появлении перехватчика: T0 — отсутствие особой реакции (движение по обычным правилам), T1 — умеренное содействие (уступают дорогу, только если находятся прямо перед перехватчиком), T2 — полное содействие (заранее освобождают полосу, формируя «коридор»). Выяснилось, что при малой доле беспилотных автомобилей (< 60%) выбор стратегии практически не влияет на поток и скорость перехватчика (большинство водителей-участников — люди). Однако при доминировании беспилотных автомобилей (> 80%) различия принципиальны. Стратегия T0 обеспечивает максимальную пропускную способность, но агент-перехватчик движется в общем потоке без преимуществ. Стратегия T2 позволяет перехватчику поддерживать высокую скорость даже в плотном трафике, но массовые перестроения беспилотных автомобилей ради коридора заметно снижают эффективность движения: на средних плотностях наблюдается резкое падение пропускной способности потока и возникают предпосылки заторов. Тактика T1 оказалась наиболее сбалансированной: частичное уступание дороги несколько ускоряет проезд перехватчика, при этом общее снижение пропускной способности минимально. Таким образом, выявлен конфликт между индивидуальной выгодой приоритетного проезда и коллективной эффективностью сети — эффект «социальной дилеммы». В реальных условиях тактика T2 оправдана лишь для острых экстренных случаев, тогда как умеренная стратегия T1 выступает оптимальным компромиссом для большинства ситуаций. Другими словами, эффективное преследование при наличии беспилотного транспорта в потоке требует согласованных правил: перехватчики должны действовать разумно агрессивно (маневрировать активно, но учитывая реакцию окружающих), а автономные машины — разумно уступчиво (освобождать полосу только при реальной необходимости).
    03
ПУБЛИКАЦИИ
по проекту
2025 7th International Youth Conference on Radio Electronics, Electrical and Power Engineering (REEPE), Moscow, Russian Federation, pp. 1-5, 2025.
DOI: 10.1109/REEPE63962.2025.10970900
Вестник МГТУ им. Н.Э. Баумана. Сер. Приборостроение, № 3 (152), с. 64–87, 2025.
Chaos, Solitons & Fractals, 200, Part 1, 117004, 2025.
DOI: 10.1016/j.chaos.2025.117004
Physica A: Statistical Mechanics and its Applications, 677, 130909, 2025.
DOI: 10.1016/j.physa.2025.130909
Материалы XXIV Международной конференции по вычислительной механике и современным прикладным программным системам (ВМСППС'2025), с. 15-17, 2025.
Быков Н.В. Моделирование перестроений беспилотных транспортных средств с учетом кооперативного поведения
Тезисы XXX Байкальской Всероссийской конференции
с международным участием, с. 13, 2025.
Интеллектуальные транспортные системы: материалы IV Международной научно-практической конференции, с. 417-426, 2025.
DOI: 10.30932/9785002587582-2025-417-426